-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в zextheredeye

 -¬сегда под рукой

 -я - фотограф

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 8750


ёрий  ириллов. Ќе ищите логики

ѕ€тница, 01 »юл€ 2011 г. 10:26 + в цитатник
÷итата сообщени€ Ёдуард_¬олков ёрий  ириллов. Ќе ищите логики!

http://eot.su/node/4534

 

«Ќе ищите логики!» – говаривал, бывало, мэтр отечественного кино јндрей  ончаловский. »менно этому жизненному кредо призывают нас следовать гости внезапно заинтересовавшегос€ вопросами искажени€ истории журнала «Psychologies» – социолог и руководитель «Ћевада-центра» Ћев √удков, психоаналитик ћари€ “имофеева и журналист ћихаил  алужский. ¬ три голоса поют они свою заунывную песнь.

[¬нимание! Avast пишет, что сайт журнала «Psychologies» содержит вирусы – ё. .]

ѕеред нашим внутренним взором рисуютс€ страшные сюрреалистические картины. — одной стороны, оказываетс€, в результате «реакции вытеснени€» мы не знаем и не хотим знать о войне вообще: «коллективна€ реакци€ на историю войны – мы очень мало знаем об этом, и надо забыть об этом, потому что нельз€ разобратьс€, кто прав, кто виноват…». — другой стороны, правда, откуда-то (не ищите логики!) к теме «в обществе есть огромный интерес». Ќо кто ж его удовлетворит-то? ”ж точно не власть: «при —талине о войне старались забыть, вообще вычеркнуть ее. ‘ронтовики молчали: бо€лись, не хотели вспоминать...». ƒа и по сей день «мы живем в ситуации тотальной нехватки информации о том, что же, собственно, происходило в 1941–1945 годах. јрхивы не раскрыты, мы не знаем точное число воевавших и погибших».

—ловно гипнотизЄры, гости журнала дают нам установку: «вот так из рук вон плохо обсто€т у нас дела с исторической пам€тью». јрхивы не раскрыты. (ј между тем, попасть в них совсем не сложно – было бы зачем!) Ќаписанные фронтовиками и «детьми войны» тома исторических трудов, начина€ с той же двенадцатитомной «»стории второй мировой войны» в счЄт не идут. Ќе в счЄт и упоминаемые самим √удковым «кино и литература – √ригорий Ѕакланов,  онстантин ¬оробьев, ранний ёрий Ѕондарев, ¬асиль Ѕыков...». ¬едь «в государственный военный канон эта часть опыта никогда не входила». ’отелось бы поинтересоватьс€, а на чьи же, собственно, деньги выходили тогда эти книги и фильмы, если не на государственные? Ќеужели мы имеем дело с уникальным случаем массового литературно-кинематографического самиздата?

Ќу да это, право, сущие пуст€ки, ведь дальше нас поджидает ещЄ более страшное открытие. —ами участники войны, оказываетс€, тоже не спешат делитьс€ воспоминани€ми: «» вот «внуки» войны спрашивают «детей»: « ак вы жили? √де вы были в эвакуации? ј была ли у вас еда? ј что там было?» » в ответ слышат: ««ачем тебе это надо? ћы про это забыли, мы этого не помним». ћемуары и дневники, стало быть, тоже не в счЄт. «¬ топку их, «ина!» Ќе в счЄт и проделанна€ коллективом сайта «я помню» работа по сбору воспоминаний фронтовиков, у которых, вопреки установке гипнотизЄров, вполне хватает «психологических сил», чтобы «работать со своим страшным опытом» – достаточно просто спросить. Ќо зачем? «аклинатели же нам тверд€т: «мы[а точнее ¬ы, уважаемый читатель – ё. .] про это забыли, мы этого не помним».

ƒалее оказываетс€, что, несмотр€ на отсутствие желани€ и возможности помнить, в обществе всЄ-таки каким-то образом сформировалс€ культ той войны[1] и той ѕобеды. ѕравда, культ этот насквозь мифологизирован, а значит, лжив: «—егодн€ мы имеем дело не с живой пам€тью – свидетелей почти не осталось [это вы, господа, преждевременно радуетесь – ё. .], а с мифом, идеологической конструкцией: триумф в войне подаетс€ как триумф советского режима, и он оправдывает репрессии, голод, коллективизацию. “акой взгл€д воспроизводитс€ всеми государственными институтами: пропагандой, ритуалами, школой, искусством». — культом, даЄтс€ установка, надо боротьс€, а сакрализованность ѕобеды преодолевать, ведь «чем выше ранг этого символа и торжества, тем сильнее вытесн€ютс€ все травматические последстви€ и тем выше агрессивность в обществе».

ѕомимо «триумфа» ѕобеды, есть, оказываетс€, «и друга€, темна€, повседневна€ сторона существовани€ на войне – это опыт солдата, опыт существовани€ в экстремальных услови€х страха, гр€зи, боли, т€желейшего труда».

ћы-то раньше думали, всЄ перечисленное обусловило ѕобеду и потому с ней неразрывно св€зано.

—р.:
ѕолем, вдоль берега крутого, мимо хат
¬ серой шинели р€дового шЄл солдат.
ЎЄл солдат, преград не зна€,
ЎЄл солдат, друзей тер€€,
„асто бывало, шЄл без привала,
ЎЄл вперед солдат.

Ќо нет. “€желый труд и страдани€ триумфу, оказываетс€, надо противопоставл€ть.

ј пам€ть о героизме наших предков, оказываетс€, «блокирует осознание и исторического опыта, и морального опыта людей на войне», мешает «переосмыслить цену войны, цену победы и, конечно, ответственность руководителей государства за разв€зывание войны».

 то же тогда в услови€х тотальной лжи государственных институтов и полного отсутстви€ информации (все источники которой мы вместе с гост€ми журнала «Psychologies» уже отмели один за одним) знает эту десакрализующую и дегероизирующую ѕравду?

ћонополией на неЄ, оказываетс€, обладают руководитель «Ћевада-центра» Ћев ƒмитриевич √удков и его коллеги! » они, конечно, немедленно правдой с нами начинают делитьс€: «понимание, что на нас напали, миф, что мы жертва, оправдывает нас как народ, а победа возвышает нас в собственных глазах, придает нам значимость и ценность». ¬ системе жертва-агрессор мы, на самом деле, не жертва (кто ж тогда?). ќказываетс€, «———– и гитлеровска€ √ермани€ были союзниками и начали эту войну вместе».[2]  ак вдруг так случилось, что, на самом деле, будучи союзниками, мы воевали друг с другом – совершенно не важно. Ќу, в самом же деле, не ищите логики!

ƒалее Ћев ƒмитриевич впервые вспоминает, что он не только маг и чародей, но ещЄ и руководитель крупного социологического центра. ѕоэтому он решает поразить нас фокусами с цифрами: у нас, де, в который раз уже «возникает реакци€ вытеснени€», отчего мы забываем, что «у немцев в четыре раза меньше человеческих потерь». “олько что, правда, он сам говорил: «число погибших €вл€етс€ одним из компонентов сакрализации победы». ј теперь, мы, оказываетс€, число это не помним. Ќу, да это, конечно, мелочи!

ѕосмотрим-ка лучше на сами эти цифры. —оотношение потерь, близкое к 1:4 можно с нат€жкой получить только сопоставл€€ демографические потери ———– и √ермании.[3] ќднако известно, что из оцениваемых на сегодн€ в 26,6 млн. человек демографических потерь ———– на военные приходитс€ около 8,7 млн. (дл€ √ермании и еЄ союзников – только на восточном фронте около 7 млн.)[4].

ќстальные же погибшие – результат проводимой фашистами на оккупированной территории политики геноцида. ¬ чЄм же тогда, собственно, состоит упрЄк Ћьва ƒмитриевича? ”ж не в том ли, что советские люди сами не стали фашистами и не устроили в √ермании геноцид, чтобы отомстить, а заодно и «сравн€ть» потери?

Ќам рисуют метафору этноса как «шатра с шестом посередине, на котором все держитс€». Ўестом этим, как мы понимаем, оказываетс€ пам€ть о ¬еликой ќтечественной войне. “ут психологи на два голоса поют ту же мантру, что и их коллега по искажению истории господин  араганов. ћ. “имофеева: «” всех нас есть потребность в хорошей идентификации... Ќо в нашей стране идентификаци€ невозможна, потому что в роли «хорошего объекта» оказываетс€ ложна€, неприемлема€ конструкци€... «а что мы можем, собственно говор€, ухватитьс€? “олько за √агарина и за ќтечественную войну». Ћ. √удков: «сегодн€ никаких особенных достижений нет, гордитьс€ нам нечем. Ќа этом фоне победа – главный символ-опора дл€ страны» (ср. —.  араганов: «Ќароду и элите после последних 100 лет себ€ почти не за что уважать. ≈динственное, чем можно по-насто€щему гордитьс€, – ¬елика€ ќтечественна€ война,, но еЄ объединительный потенциал с годами истощаетс€»). Ётот шест (напомним, по мнению уважаемых интервьюируемых – единственное, что ещЄ скрепл€ет наш этнос)[5] предлагаетс€ если не выдернуть, то, по крайней мере, основательно расшатать.

«ачем? —ледите за руками! ј потому, что сакрализаци€ пам€ти о ѕобеде способствует «примитивному разделению на своих и чужих». ¬ то врем€ как наши народ и государство – «это така€ семь€, котора€ пожирает своих детей», а –одина – «это така€ мать, котора€ отправл€ет своих детей на смерть».  акие же они нам свои? “ут впору подумать и о других, в ходе войны ошибочно прин€тых нами за чужих, – «надо старатьс€ понимать другого, принимать его точку зрени€».

Ќо кто же эти другие, чью точку зрени€ нам неплохо бы не только пон€ть, но и «старатьс€ прин€ть»? “от, кто хоть чуть-чуть помнит историю ¬еликой ќтечественной войны, может подумать, что «другими» в ней были фашисты. Ќо это, оказываетс€, не совсем так! Ќаши уважаемые маги и кудесники дают иную установку: в результате тлетворного вли€ни€ «мифа о ѕобеде» «вокруг войны не возникает других символов, кроме как торжества над √ерманией и вообще над «ападом». ƒл€ них, оказываетс€, этот «другой» не просто «фашизм», он одновременно отождествл€етс€ и с «ападом вообще. “ак ненав€зчиво нам подноситс€ концепци€ «другой» = «фашизм» = ««апад». ј, стало быть, когда Ћев ƒмитриевич говорит о необходимости дл€ нас отказа от тоталитарных заблуждений и «прин€тии роли учеников, последователей ведущих стран «апада» – это совет вступить на дорогу фашизма.

¬от так, дорогой читатель. ¬нимай гипнотическим заклинани€м и ни в коем случае не пытайс€ искать в них логики. ј то ведь еЄ можно и найти!

ѕримечани€:

[1] Ѕолее того, и сама война, как нам сообщают, называетс€ ¬еликой ќтечественной по ошибке «в результате пропаганды ¬елика€ ќтечественна€ война в сознании росси€н полностью заслонила мировую».

[2] ѕодразумеваетс€, очевидно, возвращение ———– оккупированных ѕольшей территорий «ападной ”краины и «ападной Ѕелоруссии. ќднако трактовка этих событий как «союзничества» ———– и “ретьего рейха, м€гко говор€, не выдерживает критики. ¬ качестве краткого ликбеза ликбеза – ну хот€ бы вот.

[3] Ќам всЄ же хочетс€ верить, что руководитель авторитетной социологической организации достаточно компетентен, чтобы не сравнивать несравнимое – наши общие демографические потери с немецкими военными.

[4] ¬елика€ ќтечественна€ без грифа секретности.  нига потерь / √.‘.  ривошеев, ¬.ћ. јндроников, ѕ.ƒ. Ѕуриков, ¬.¬. √уркин. – ћ.: ¬ече, 2009. – —. 373.

[5] «десь тоже показательный момент. √ости журнала «Psychologies» старательно избегают говорить о советском или российском многонациональных народах и апеллируют только к общности более низкого пор€дка – этносу (очевидно, русскому).

–убрики:  »нформационна€ война
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку