-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zextheredeye

 -Всегда под рукой

 -Я - фотограф

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 8750


Оборона острова Сухо как одна из героических страниц Великой Отечественной войны.

Пятница, 13 Июля 2012 г. 15:03 + в цитатник
Цитата сообщения Смирнов_60 Для памяти...

Оборона острова Сухо как одна из героических страниц Великой Отечественной войны.

 
Андрей Лебедев написал
5 оценок, 91 просмотр Обсудить (10)

         

          В последнее время появилось множество материалов о том, что Финляндия чуть ли не самоустранилась в годы Второй мировой войны от участия в боевых действиях  против СССР, однако исторические факты говорят об обратном, так в самый разгар войны и блокады, в 1942 году, тогдашний командующий финскими вооруженными силами Маннергейм постарался внести и «свой личный вклад» в действия, направленные против осаждённого Ленинграда. Это видно из тех действий, которые финская сторона активно предпринимала совместно со своими союзниками немцами, чтобы перекрыть  в то время «Дорогу жизни», по которой морским путём через Ладожское озеро осуществлялась вся связь города с Большой землёй.

         Из истории второй мировой известно,  что осенью 1942 г. германское командование совместно со своими ближайшими и преданными союзниками финнами и итальянцами решило предпринять еще одну попытку удушить голодом непокорный город Ленинград.

       Для того чтобы прервать снабжение города, немцам и их финским союзникам было необходимо захватить маленький островок под названием Сухо, его искусственно насыпали еще в начале 18-го века и установили там маяк. Остров Сухо - это груда камней. Легенда гласит: когда царь Петр путешествовал по Ладоге, его корабль сел на мель вот в этом месте. Император воскликнул: "Да здесь сухо!" и повелел всем проходящим судам везти сюда камни. Так появился небольшой искусственный остров, который так и назвали Сухо. Имея размеры всего 90 на 90 метров, данный островок тем не менее  контролировал большую часть побережья, а установленная на нем в сентябре 1942-го артиллерийская батарея из трех 100мм орудий прикрывала обширный участок трассы снабжения.

         Таким образом, после установления блокады Ленинграда, единственный способ доставить грузы в город проходил через Ладожское озеро, причем зимой использовалась ледовая дорога, названная впоследствии «Дорогой Жизни», а в теплые месяцы грузы доставлялись баржами и катерами, так что  и на второй год войны  Ладога  также продолжала оставаться   единственным  путем снабжения осажденного Ленинграда. (http://worldwar2blog.ru/boj-za-ostrov-suxo.html).

          Комендантом гарнизона Сухо в июле 1942 года был назначен ст.лейтенант Иван Константинович Гусев. Гарнизон под его командованием должен был в течение тридцати дней установить на острове артиллерийскую батарею, чтобы охранять караваны наших судов, которые шли с грузами для осажденного города и Ленинградского фронта. Морские артиллеристы, составлявшие гарнизон Сухо, работали по 10—12 часов в сутки, сооружая огневые позиции. Ворочали камни весом до двух тонн, вгрызаясь в гранитную толщу острова. К 19 сентября приказ командования об установке трех орудий был выполнен.

         Летом 1942 года «добрые» финны стали готовиться совместно с немцами еще раз удушить Ленинград голодной смертью, для этого по просьбе ставки Маннергейма на Ладожское озеро в район Сортавалы были доставлены в дополнение к финским малочисленным судам немецкие и даже итальянские флотские силы, куда входили быстроходные катера и десантные средства.

         Так к 15 июля 1942 года из Таллинна пароходом в Хельсинки и далее по железной дороге в Лахденпохья было доставлено первых 15 паромов. В дальнейшем их число возросло до 30. А всего для проведения операции германское командование выделило 16 десантных барж, из них 7 тяжелых и 4 легких десантных, 3 транспортных и по одной штабной и санитарной, а также 7 десантных катеров. Прикрытие операции должны были осуществлять 4 итальянских и 1 финский торпедные катера, а также немецкие катера различного  назначения.

       Созданную на их основе флотилию паромов с личным составом десанта около 2400 человек возглавил лично немецкий подполковник Фриц Зибель. Обе флотилии Объединенных военно-морских сил на Ладоге находились в подчинении финского командира Ладожской бригады береговой обороны и базировались в Лахденпохья, однако действовали в интересах немецкого военно-морского командования (http://heninen.net/laatokka-war/index.html).

         Десантная операция немцев, получившая наименование “Бразиль”, была рассчитана на внезапность нападения и подавляющее превосходство в силах. В ночь на 22 октября 16 быстроходных десантных барж типа “Зибель”, 7 десантных ботов и 10 десантных катеров в охранении 3 торпедных катеров вышли из своей базы Кексгольм и, используя ненастную погоду, скрытно направились к Сухо. Всего на десантных судах было около сотни артиллерийских орудий, в том числе 21 орудие калибром 88 мм. В 7 часов 15 минут, развернув десантные баржи во фронт, противник с дистанции 30 каб. открыл интенсивный огонь по острову. Первыми снарядами была нарушена связь гарнизона с командованием флотилии (http://www.navy.su/daybyday/october/22/index.htm).

         Как только суда противника оказались в зоне действия орудий береговой батареи острова, ее командир старший лейтенант И.К. Гусев приказал открыть по врагу огонь. Орудие старшего сержанта В. Баскакова со второго залпа накрыло десантную баржу. Орудия сержантов Ф. Мишукова и П. Пугача подбили еще два десантных судна, заставив их выброситься на камни. В течение почти двух часов батарея, а также поддерживающие ее с моря тральщик и охотник вели бой с десантным отрядом и отражали атаки вражеских самолетов. И все же в 8 часов 10 минут немцам удалось высадить десант в северной части острова. Вскоре дело дошло и до рукопашный, бой завязался прямо на позициях двух орудий. Защитники острова отбросили фашистов от орудий, но выбить их с острова сразу не удалось.

         Положение гарнизона на острове оказалось крайне тяжелым, и тем не менее нашим бойцам не смотря ни на что все же удалось удержать Сухо до подхода главных сил, именно в этот критический момент над островом появились первые группы истребителей авиации флота, которые тут же нанесли сильный удар по катерам и баржам врага, германцы вместе со своими союзниками запаниковали и приступили к  отходу, однако, отходить организованно им  было уже поздно, так как в бой вступили штурмовики Ленинградского и Волховского фронтов, на врага посыпались бомбы и обрушился шквал огня, вскоре за десант по серьезному взялись и наши морские силы, из Новой Ладоги пришли 3 сторожевых катера, 3 тральщика и канонерская лодка "Нора", а чуть позже из Осиновца подошли 2 канонерские лодки, 2 сторожевых катера, 2 торпедных и 2 бронекатера. Было видно, что для советского командования немецкая операция по захвату острова не была неожиданностью, сил для отражения десанта сосредоточено на данном направлении было достаточно, особенно в авиации.

       После того как десант был настигнут и атакован советскими сторожевыми кораблями из 23-х вражеских судов, принимавших участие в десанте, было потеряно либо повреждено 17, а это был полный разгром.

         В ноябре 1942 года оставшиеся целыми итальянские торпедные катера через Сайменский канал были перебазированы на Балтику. В дальнейшем сколько-нибудь крупных операций немцами и финнами  на Ладоге уже больше не проводилось. http://heninen.net/laatokka-war/index.html).          

       Основная операция, предпринятая ими 22 октября по захвату острова Сухо, потерпела провал благодаря, прежде всего успешным энергичным действиям Ладожской военной флотилии, а также военной авиации Ленинградского фронта и Балтийского флота, так только всего за день боя советская авиация совершила порядка 200 самолето-вылетов.

       Несмотря на понесенное поражение на Ладоге, Маннергейм всё же вынес благодарность немецким и итальянским морякам за их действия на Ладожском озере. Характерно, что в финской историографии стараются стыдливо умалчивать об этом, поскольку здесь прослеживалась явная «нацеленность» данной операции против осажденного Ленинграда, проявившаяся со стороны военного командования Финляндии, что явно противоречит легенде о «доброй» Финляндии, которая только боролась за освобождение своих территорий и ни как не участвовала в блокаде Ленинграда.
              Это, казалось бы, небольшое, не влияющее на общий ход войны событие спасло тысячи защитников блокадного Ленинграда от голодной смерти.

     Стойкость и героизм военных моряков, быстро оказанная помощь гарнизону, совместные удары авиации и кораблей сорвали оперативные планы фашистов. "Дорога жизни" продолжала действовать.

       Всего в том бою по обороне острова Сухо участвовало 70 советских бойцов-моряков, а в живых из них осталось всего только пятеро, Вечная память всем погибшим советским военным морякам, павшим в боях за свое Отечество.

Рубрики:  Общество и политика./История
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку